Меню KDT

Обобщение опыта

                                                    Учителя химиии и биологии Новосельской ОШ Олжатаевой Т.М.
 
Тема: «Развитие творческой активности у учащихся на уроках биологии и химии»
 
Введение.
Если нет интереса к предмету, то невозможно осуществлять обучение. Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения. В этих условиях у современного ученика трудно вызвать: удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более интересной.
Поэтому я ставлю перед собой следующие цели и задачи, в которых раскрывается суть всей работы.

Цель:
Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса за счет развития творческой активности учащихся на уроках биологии и химии.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить состояние исследуемой проблемы в литературных источниках.
Выявить наиболее оптимальные условия, влияющие на повышение активности учащихся.
Развивать у детей творческое мышление.
Развивать умственные способности детей на уроках биологии и химии, за счет творческих заданий.
Доказать экспериментально, эффективность и необходимость развития творческой активности на уроках.
Моя гипотеза исследования: предполагаю, что можно повысить уровень творчества учащихся, если будут отобраны задания, направленные на:
- формирование познавательного интереса к урокам;
- развития самостоятельности, как опыта творческой деятельности;
- развитие воображения;
- развитие мышления.

Развивать творческие способности учащихся на уроках, будет возможно, если:
- будет отобрано содержание, развивающее познавательные интересы;
- будут выявлены оптимальные методы его развития;
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования: процесс формирования творчества.
Проводя нетрадиционные уроки, используя на каждом уроке новые интересные творческие задания для детей, можно не только развить интерес к предмету, но и заставить ребенка полюбить его и изучать с удовольствием, с особым интересом, а главное с желанием, что немаловажно для сегодняшнего времени. Применяя такие задания на уроке и в форме домашнего задания, можно предположить, что для его выполнения учащиеся должны будут изучить дополнительную литературу, посоветоваться с родителями, прослушать средства массовой информации или просто включить свою фантазию, чтобы в его памяти, хочет он этого или нет, отложился разрабатываемый материал. Предполагаю, что качество обучения при использовании такого необычного подхода к преподаванию, будет повышаться.

Теоретические аспекты развития творческой активности учащихся.

Из истории становления проблемы.
Проблема интереса и творческого отношения к учению в истории русской педагогической мысли и в практике обучения появлялась постепенно, под влиянием требований жизни. Социально-экономические изменения в России, начиная со второй половины XVIII в. подводили к жизненно назревшим вопросам развития просвещения.
Проблема изучения творчества и творческой активности ученика имеет место в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, М.Н. Скаткина, А.К. Марковой, Д.Н. Богоявленского и Н.А. Менчинской и других ученых.
Сегодня, в условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития, от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах. Развитие творческих способностей начинается в детстве, а уровень их сформированности выступает гарантом успешности личности в осуществляемой деятельности, ее социальной мобильности. Это качество можно развивать во всех социально и личностно значимых видах деятельности.
В селах мало учреждений, где ребенок может развивать творческие способности, мала сфера общения. Кроме семьи и школы негде реализовать потребности личности, максимально развить индивидуальные способности.
Таким образом, возникают противоречия между:
1. Потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом родителей, общества на человека «социально активного, умеющего делать социальный выбор, сознающего и способного отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права» и возможностями ребёнка, которые могут быть реализованы в сельской местности.
2. Стремлением личности к творческой самореализации и недостаточным вниманием к развитию опыта творческой деятельности в содержании предметов.
Проблема развития творческой активности личности получила достаточно широкую актуальность в педагогической практике.
На основании теоретических обобщений можно определить качественные характеристики показателей и критериев творческой активности на низком, среднем и высоком, уровнях.
Низкий уровень развития творческой активности характеризуется отсутствием познавательного интереса. Подростки активны только на начальных этапах деятельности.
У подростков со средним уровнем развития творческой активности познавательный интерес возникает ситуативно. Ученик активен при условии сотрудничества с учителем, зависим от его помощи и поддержки, нуждается во внешней мотивации.
Подростков с высоким уровнем развития творческой активности отличает устойчивый познавательный интерес, возникающий вне зависимости от внешних требований. Как правило, у них есть идея и желание воплотить ее. Подростки этого уровня склонны к экспериментированию, моделированию различных вариантов развития деятельности и ее возможных результатов. Они являются хорошими генераторами идей, их деятельность отличает высокая степень новаторства.
Для формирования и развития у учащихся творческого потенциала необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня ее творческой активности и познавательного интереса на уроках, который нужно рассматривать как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий повышение качества образования.
Познавательный интерес, как и творческая активность – сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон.
Во-первых, они выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности.
Во-вторых, данные понятия являются ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Но для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса и творческой активности.


 
1.2 Психологические аспекты творческой активности.

ТВОРЧЕСТВО – есть психический процесс создания новых ценностей, деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей.
Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Поэтому рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %; количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.; в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
в течение урока, должны быть использованы не менее 2-х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Обучение должно проводиться, с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); должен осуществляться контроль научности изучаемого материала; необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей; на уроке, нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата. В недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
Перед каждым учащимся стоит выбор творческого задания, которое они в силах выполнить, либо я самостоятельно распределяю их по группам :сильные, средние, слабые.
Источником становления личности в развивающей среде, по моему мнению, должна быть создана целостная система принципов, приемов и средств, реализация которых потребует новых концептуальных подходов ко всему процессу организации жизнедеятельности детей и взрослых:
доверительное, активное, творческое взаимодействие педагогов и воспитанников, создающее "коллективную духовную жизнь школы";
развитие дарований, воспитание разума и творческих способностей каждой личности, поскольку "всякий ребенок по-своему уникален";
умение педагога "увидеть одаренность ребенка, определить сферу приложения его интеллектуальных и творческих сил";
предоставление личности огромного выбора возможностей для индивидуального развития и самосовершенствования, создания "атмосферы разнообразного творческого труда";
Работая в школе, сталкиваешься с учащимися из разных семей, с разным семейным положением, взглядами и убеждениями, воспитывающихся в разных социумах (т.е средах, состоящих из множества людей, которые воздействуют на всех и на каждого человека в отдельности).
Развитие творческой активности у учащихся на уроках, благоприятно воздействует на воспитание у детей: здоровых нравственных начал, любви и уважения к труду, природе и ее обитателям, развивает трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развивают эстетический вкус и глазомер.
Методика развития творческой активности учащихся в условиях эксперимента.
Методические условия организации процесса развития творческих способностей
Прежде чем начать заниматься развитием творческих способностей у детей, учитель должен понимать творческая ли он сам личность, я отношу себя к этой группе людей, поэтому могу увлечь ребят перспективой совместной и индивидуальной творческой деятельности.
На своих уроках я использую не только творчество знаменитых поэтов, например, стихи О.И. Высотской «Ядовитые грибы», баснописца И.А Крылова «Лягушка и Юпитер», «Змея и овца»; писателей (литературные произведения могут быть с успехом использованы и на темах по анатомии и физиологии человека). К примеру, разбирая с учениками такое понятие «иммунитет» следует обратить их внимание на то, что к теме инфекционных заболеваний, и прежде всего к таким, как оспа и холера, обращались многие русские писатели. Об этих заболеваниях упоминается : в пьесе “На дне”, в повести “ Фома Гордеев” , “ Детство” М. Горького, в “Братьях Карамазовых” Ф. Достоевского. Наибольшего же интереса заслуживает повесть Н.А. Лескова “Несмертельный Голован”, в которой мы сталкиваемся с примером врожденного иммунитета: “ ...Может быть, это была сибирская язва, может быть, какая-нибудь другая язва, но только она была губительна и беспощадна... Голован не лечил, но зато велика была его услуга больным и здоровым в том отношении, что он безбоязненно входил в зачумленные лачуги и поил зараженных. При повторении изученного материала первый, вызванный к доске ученик из лежащих на столе иллюстраций должен отобрать нужные и разместить их на магнитной доске в таком порядке, чтобы получилась схема происхождения покрытосеменных растений.

Организация процесса развития творческих способностей на уроке биологии проходит следующие ступени:

1ступень «Подготовительная»
- изучение проблемы в работах педагогов новаторов.
- постановка целей и задач, способствующих реализации данной проблемы;
- составление тематического планирования на основании сборника программ
- поиск и изучение дополнительной литературы по данной теме;
- подбор творческих заданий на данные в тематическом планировании темы, в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

2 ступень «Основная»
- проведение диагностики в начале учебного года, с учащимися 6 класса на тему: «Хочешь ли ты развивать творческие способности на уроках биологии?» - это необходимо для дальнейшей организации уроков биологии с использованием творческих заданий.
- проведение уроков с использование творческих заданий на этапе изучения нового материала, на этапе повторения пройденной темы, на этапе закрепления новой темы, как домашнее задание;
- проведение диагностики в конце учебного с учащимися 6 класса на тему: «Нравиться ли тебе уроки биологии с творческими заданиями?»
- использование творческих способностей учащихся для составления опорной схемы конспекта для изучения нового материала.


3 ступень «Заключительная»
- соотнесение результатов и их сравнение с предыдущими годами обучения;

- выводы:
творческие задания способствуют повышению качества обучения учащихся на уроках биологии.
- считаю, что нужно продолжить работу с использованием творческих заданий на уроках биологии во всех класса.
Для развития творческой активности у учащихся на уроках, я использую:
Проведение уроков- «Мастерских».

Алгоритм действий:
* Урок начинается без объявления темы. Первый этап – «индуктор» - толчок, трамплин, творческое начало, которое мотивирует всю дальнейшую деятельность каждого, создает комфортную ситуацию для ребенка. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, но главное – неожиданное, загадочное, личностное. В качестве «индуктора» могут быть использованы открытка, фотография, слово, знак и т.п.
*Работа с материалом:
а) деконструкция - смещение, превращение в хаос явлений, слов, событий;
б) реконструкция - создание своего текста, рисунка, высказывания и т.п.
* Первичная социализация, то есть соотнесение своей деятельности с деятельностью других (работа в группе, диалог, представление промежуточного результата своего труда).
* Самокоррекция (ребенок критически осмысливает то, что изобрел, сравнивает свое с чужим. Во время обмена промежуточным результатом замечает что-то полезное для себя у других.
* Информационный запрос.
* Творчество (на чистом листе бумаги ученик заново переписывает то, что у него получилось).
* Новая социализация (ученики могут обменяться листами, прочитать свою работу вслух).
* Разрыв (момент озарения и кульминации творческого процесса; ученик смотрит на свою работу как на чудо: был исходный материал, все разрушил, перемешал и получил нечто новое).
*Может вновь появиться информационный запрос.
* Рефлексия (происходит самоанализ сделанного, но не просто оценочные суждения, должен идти анализ движения собственных мыслей, чувств, знаний).
Результат: Большое количество положительных оценок на уроках:
2)Схемы опорного конспекта.
Как составлять опорный конспект:

Детально изучить по программе содержание материала конкретного урока.

 

  1. Выписать основные термины, причинно-следственные связи, имена ученых, их вклад в науку, открытия.
  2. Соотнести требования программы с содержанием учебника.
  3. Хорошо знать материал текста и иллюстрации учебника.
  4. Разбить учебный материал на логически завершенные смысловые блоки.
  5. Выделить основные термины в каждом блоке.
  6. Составить черновой вариант опорных сигналов в каждом блоке, откорректировать в соответствии с принципами отбора.
  7. Оформить смысловые блоки и опорные сигналы в их окончательном варианте, цвете.
  8. Работа с применением опорного конспекта:
  9. Первое объяснение нового материала методом подробного рассказа с применением обычных средств обучения (опорного конспекта, здесь еще нет).
  10. Второе, сжатое объяснение материала по опорному плакату (т.е. увеличенной копии опорного конспекта).
  11. Подробный опрос 1-2 учеников по опорному плакату (без оценивания).
  12. Раздача учащимся копий опорных конспектов и их короткий разбор.
  13. Раскрашивание опорного конспекта дома.
  14. Чтение материала учебника.
  15. Запоминание опорного конспекта.
  16. Письменное воспроизведение опорного конспекта в рабочих тетрадях или на доске (на следующем уроке).
  17. Устные ответы у доски по опорному конспекту.
  18. Предполагается следующая структура работы:

Актуальность темы.
Вводная часть (новые, современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения на проблему в науке).
Основная часть (определение проблемы, критический обзор источников).
Заключение (основные выводы, результаты и личная значимость проделанной работы, перспективы продолжения работы над темой).
При защите школьного реферата используется дифференцированный подход.
Результат: Хорошая наполняемость оценок на уроке:
( Например, урок биологии в 8 классе: «Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции»)

 

3)Написание рефератов

Темы рефератов могут быть: А) выбраны самим учеником;

Б) предложены учителем.

Рефераты могут выполняться: А) в группах;

Б) в парах;

В) индивидуально.

Защита реферата может проходить в форме: А) рассказа

Б) дискуссии

В) презентации

Результат:

- Для написания реферата учащимся приходиться изучать дополнительную литературу, знакомиться с новыми понятиями.

- Учащиеся при защите реферата развивают свою речь, учатся правильно излагать новый, малоизвестный материал.

4) Творческий проект..

Структура проекта:

  • Наличие проблемы;
  • Планирование действий по разрешению проблемы;
  • Поиск и обработка информации по проблеме;
  • Результат работы;
  • Презентация продукта и его социальной значимости.

Результат:

- большое количество положительных оценок;

- изучение учащимися дополнительной литературы;

5) “Синквейны»

Правила составления:

*В первой строчке: указывается тема стихотворения, для этой цели используется существительное.

*Во второй строчке: в двух словах , двумя прилагательными дается описание темы.

*В третьей строчке: тремя словами дается описание действия в рамках этой темы.

*Четвертая строчка – эта фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.

*Последняя строка – это одно слово, синоним тому слову, с которого синквейн начинается.

Результат:

Составление «синквейна» на уроке биологии в 7 классе по теме: « Общая характеристика и происхождение прокариот»

Клетка

Эукариотическая, прокариотическая

Делиться, размножается, обновляется

Клетка – элементарная частица живой материи

Жизнь.

Используется на этапе закрепления нового материала, что позволяет понять, как ребята усвоили тему, что они помнят из предыдущего курса биологии 6 класса.

6) Игровые моменты

На уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – это операционные игры, где вводятся дополнительные правила, с которыми ее участникам приходится считаться, например: игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, биологические и химические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует их осознанному применению. Ученик становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление уроком.

Игровые ситуации в своей работе использую на уроках различных типов. Так, на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений, использую методический прием «Биологическое домино». Тема урока в 6 классе: «Биологическое значение размножения. Виды размножения». При этой игре в классе всегда царит атмосфера коллегиальности между учеником и учителем, игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном.

На комбинированном уроке при проверке домашнего задания или закреплении материала использую игру «Кто здесь лишний?» или игровую ситуацию, сопровождающуюся стихотворениями или загадками. При выполнении таких заданий игрового типа у учащихся развивается умение ориентироваться по биологическим таблицам и запоминать термины.

Таким образом, ученики, выполняя творческие задания, активно оперируются на приобретенные знания, умения, навыки, совершают активную поисковую деятельность и поднимаются на новый уровень развития личности

 

Методика развития познавательной деятельности.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Поэтому, активные формы обучения направлены на введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих заданий, специфически направленных на развитие личностно - мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций.

Существует множество методов развития познавательной деятельности у учащихся на уроках. В практике своей деятельности, я использую:

А) Проблемное обучение. Я считаю, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины.

Существенными элементами такого обучения являются:

- создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи;

- возбуждение самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, направленной на поиск решения познавательной задачи и овладение новыми знаниями;

- расширение, углубление и уточнение новых знаний в процессе трениро­вочно-творческих упражнений;

- осознание и овладение учащимися приемами умственной деятельности по приобретению новых знаний как в процессе решения поисковой задачи, так и в системе тренировочно-творческих упражнений.

Возникающие и побуждающие к познавательной деятельности проблемы служат не только средством активизации мышления, но нередко определяют развитие склонностей и творческих способностей человека.

 

Результат использования творческих заданий на уроках

Традиционные методы и формы обучения направлены, прежде всего, на передачу готовых знаний учащимся, а новый стандарт биологического образования ставит другие цели, среди которых: развитие творческих способностей школьников. Для этого необходимы совершенно другие методы и приёмы, одним из них, является использование творческих заданий . Именно такие задания развивают фантазию, воображение, ассоциативность мышления, т.к. предполагают создание школьником собственного продукта: идеи, рисунка, сочинения и т.д., именно такие задания пополняют опыт творческой деятельности учащихся.

В результате использования творческих заданий на уроке, как домашнее задание для учащихся я заметила, что ребята в одних классах предпочитают простые творческие задания (например: нарисуй, составь схему), а другие более сложные (сочини стихотворение, напиши сочинение, составь рассказ или синквейн). В основном это связано со способностями ребят и их родителей, так как при выполнении таких заданий в домашних условиях они прибегают к помощи взрослых, что положительно влияет на результат творческой работы.

Учащиеся 6 класса не ответственные ребята, поэтому творческие задания редко задаются на дом (только индивидуально), на каждом уроке мы тратим на их выполнение по 5 минут и очень часто используем творческие задания ребят предыдущего года.

Учащиеся 7 класса творческие ребята и любят любого рода творческие задания, выполняют их как дома, так и на уроках с большим удовольствием. Если сравнивать их работы за несколько лет, то виден большой скачек и в способах и в качестве выполнения и оформления творческих заданий.

Учащиеся 8 класса очень слабые ребята и творческие задания в этом классе нужно подбирать с учетом возможностей ребят (сильный, средний, слабый). На дом творческие задания можно задавать только сильным ученикам (1 человек) и средним ученикам (3 человека), слабые ученики отказываются выполнять дополнительные задания творческого характера.

Изучение общей биологии начинается в 9 классе (на изучение отводиться 2 часа в неделю). Так как по данному курсу биологии в нашей школе мало наглядного материала, очень трудно найти какие-либо интересные факты, поэтому творческая работа с учащимися основывалась на изготовлении пособий для проведения уроков в последующие годы обучения. Эти задания ребятам приходились по душе, а еще их радовало то, что их работы будут использоваться и показываться другим учащимся, что они оставят учителю о себе какую-то память.

2.4 Диссеминация педагогического опыта.

Работая над темой: «Развитие творческой активности у учащихся на уроках химии и биологии» можно сказать, что задания такого рода достаточно эффективны, интересны. Они позволяют сделать урок более интересным, разнообразным. Для того, чтобы поделиться своим впечатлением, опытом, наработками по проделанной работе я выступала с докладом на районом методическом объединении учителей (Тема: «Развитие творческой активности на уроках биологии 6-7 класса»), на педагогическом совете школы (Тема: «Методы и приёмы развития познавательной сферы учащихся).

Заключение
В результате работы над данной темой: «Развитие творческой активности у учащихся на уроках химии и биологии» на данный момент неплохие результаты:
1. Большое количество творческих заданий.
2. Повышение качества обучения.

 

Вывод:

Ежегодно учащиеся показывают высокий результат качества по предметам – очень редко бывает качество ниже 50%, это обычно случается в начале изучения предмета (6 класс) или в 8 классе, когда предметный материал становится не таким насыщенным и ярким. Если проследить каждый класс от начала изучения предмета (6 класс) до окончания школы (9 класс), то видно, что качество в классе не понижается, а чаще всего возрастает. Если проследить качество обученности, от первого года работы над темой до сегодняшнего момента, то можно наглядно увидеть улучшение результатов.

Хорошие результаты по промежуточной аттестации:
 

Вывод:

Качество обучения все три года было 100%, уровень обученности не опускается ниже 80%, что говорит о хорошей подготовленности учащихся.

Работая по данному направлению, хочу заметить, что использовать одни и те же задания в разных классах, не всегда эффективно, так как учащиеся имеют разный творческий потенциал, разные умственные способности, поэтому задания и их методы проведения постоянно меняются.

Проводя такого рода задания, в каждом классе выявляется лидер (он может быть слабым учеником), но они постоянно меняются, так как иметь разносторонний творческий потенциал способны не все ( кто –то красиво рисует, а кто-то сочиняет стихи). Такие задания нравятся не только детям, но и их родителям, так как при организации выставки творческих работ - они их посещают первыми, долго обсуждают и высказывают благодарность учителю предметнику.

Благодаря своей поисковой деятельности, я сделала следующие выводы:

1. Творческие задания содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями, путём использования различных способов изучения нового материала на уроке. Более того - широко используется дополнительный материал.

2. Устойчивые положительные результаты по предмету можно получить при системном использовании творческих заданий на уроках с применением разнообразных описанных в данной работе методов.

3. Использование творческих заданий на уроках является дополнительным стимулом к более тщательному изучению материала и развития интереса учащихся к науке, расширению кругозора.

4. Устойчивые знания рождают мировоззрение, воспитывают биологически образованного человека, обладающего критическим мышлением, творческими способностями и экологическим взглядом на жизнь.

И.о директора школы Берендакова Валентина Анатольевна

Послание Первого Президента РК - Елбасы

Государственные символы РК

Мы в социальных сетях

Нам важно Ваше мнение

Опрос для учащихся. Зачем я учусь?

Голосовать

Опрос для родителей. Что для Вас главное при выборе школы?

Голосовать

Статистика

  • За месяц11
  • За неделю2
  • Вчера0
  • Сегодня0
  • Онлайн:0

Полезные ссылки