Меню KDT

Эссе учителя химии и биологии
Олжатаевой Толкын Маратовны на тему: «Учить и воспитывать»

Уже в древние времена, когда только – только зарождалось человеческое общество, возникла необходимость воспитания через обучение. Например, раньше перед тем как идти на охоту, первобытные охотники устраивали ритуальные танцы возле изображённой на земле фигуры животного. Это была своего рода тренировка перед реальным действом – мужчины совместно совершали прыжки, вонзали в рисунок, символически изображающий оленя, медведя или мамонта, свои копья, топоры, ножи. Их движения повторялись несколько раз и больше напоминали поведение охотника во время охоты, чем танец. Рядом с взрослыми мужчинами, опытными охотниками, всегда находились и подростки, и дети поменьше. Так происходило обучение практическим охотничьим навыкам молодых ребят. Действия, которые позволили бы сразу свалить на землю жертву, отрабатывались до каждого движения , иначе целое племя ждала бы голодная смерть. Но вместе с определёнными движениями охотники пели заклинания и громко кричали для того, чтобы возбудить в своих душах храбрость, решимость. Так, обучаясь практическим навыкам охоты, люди формировали у себя определённые качества (мы сейчас их называем нравственными), которые позволили бы им достигнуть своей цели в реальной, очень опасной ситуации, в которой необходимо было проявить и мужество, и силу воли. При этом, если обучение происходило целенаправленно, то воспитание осуществлялось опосредованно. Вывод напрашивается такой: конечно же, важнее всего обучение знаниям, умениям и навыкам, но ведь без определённого внутреннего настроя и состояния это сделать невозможно. Так что в процессе обучения люди одновременно занимались и воспитанием, хотя, поначалу, и интуитивно. Изменились времена, стали другими люди, но вопрос первичности обучения или воспитания по – прежнему остаётся актуальным. Изменилась форма, но суть осталась прежней.
Нередко приходится слышать от учителей жалобы на загруженность документацией, нехватку времени для выполнения каких – либо заданий на уроке. Успеть бы объяснить тему и закрепить её, о каком воспитании вы говорите?! Пусть воспитанием занимается семья, кружки и секции во внешкольной и внеклассной работе. У школы одна главная задача – образование, просвещение. Позвольте не согласиться, уважаемые коллеги. А разве для воспитания нужно выделять особое время? Ведь учитель воспитывает и своей внешностью, и своим поведением, и интонацией, т.е не только тем, что говорит, но и как он это делает. Своей реакцией на непредвиденные ситуации он показывает пример решения любой проблемы – не только учебной, но и жизненной. Да ситуации могут быть
различны, но в одном учитель должен быть последователен и постоянен (но не однообразен!) – итог (беседы, конфликта) должен быть разрешён в позитивном ключе для двух сторон, так как отсутствие перспективы во взаимоотношениях учителя и учителя ставит крест и на самом процессе обучения, и, тем более, на воспитании. Например, на опоздание ученика я могу отреагировать по – разному: «Как жалко, что ты опоздал и прослушал самое интересное», «Ты воспитываешь в себе похвальное качество - постоянство» (если опоздания систематические), но никогда не позволю себе выгнать ученика за дверь или прервать объяснение материала. Продолжая говорить, я просто показываю жестом или взглядом, чтобы опоздавший шёл на своё место, давая всем понять, что его приход не самое важное в данный момент событие. Но и от того, что он будет стоять за дверью, мало радости и мне, и ему. К сожалению, иногда учителю не хватает такта, часто – знания возрастной психологии, по большему счёту – обыкновенной выдержки. Но каждый раз учитель должен учиться сам находить выход из создавшегося положения. Застывшая форма поведения для педагога – профессиональная смерть, именно он должен проявлять инициативу и строить свои взаимоотношения с учениками. И если ученик ушёл со школы «пустой», и завтра ему захочется снова опоздать, то что – то учитель сделал не то и не так. Но ведь учителя тоже люди. Иногда и им не помешает самая малая реальная помощь: чуть – чуть внимания, благодарности, понимания их проблем. Воспитание – это процесс, не ограниченный во времени и пространстве, он не заканчивается и с окончанием урока, он продолжается на перемене, на улице, дома, на прогулке, во время разговора с друзьями. И всё же самыми мудрыми людьми во все времена оказываются учителя, потому что там, где другие опускают руки, учитель только удваивает свои усилия, там, где другие разрушают - он созидает мысль, жизнь, любовь.


 

И.о директора школы Берендакова Валентина Анатольевна

Послание Первого Президента РК - Елбасы

Государственные символы РК

Мы в социальных сетях

Нам важно Ваше мнение

Опрос для учащихся. Зачем я учусь?

Голосовать

Опрос для родителей. Что для Вас главное при выборе школы?

Голосовать

Статистика

  • За месяц11
  • За неделю2
  • Вчера0
  • Сегодня0
  • Онлайн:0

Полезные ссылки